Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее — дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В СП «Детский сад» № 40 ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани в 2024-2025 учебном году функционируют группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в возрасте от 5 до 7 лет.
В этих группах созданы специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, у которых выявлены трудности в обучении, воспитании и развитии, связанные с нарушениями речи, а именно:
- режим полного дня:
— организовано воспитание и обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с необходимым программно-методическим обеспечением в соответствии с программой.
- осуществляется психолого-педагогическое сопровождение:
— коррекционно-педагогическую помощь воспитанникам групп компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи оказывают: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
Условия созданные в СП «Детский сад №40» ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Кадровое обеспечение в СП «Детский сад №40» ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани:
4 воспитателя
1 музыкальный руководитель
2 учителя-логопеда 1 педагог-психолог
Условия для обучения и коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
2 логопедических кабинета
медицинский блок
кабинет педагога-психолога
групповые помещения
- Адаптированная основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи СП «Детский сад №40» ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани
- Паспорт доступности приотритетности социально-значимого объекта для маломобильных граждан
Положения:
- Положение о логопедической помощи в СП 40 2024-2025
- Положение об АООП СП 40 2024-2025
- Положение об инклюзивном образ ОВЗ СП 40 2024-2025
- Положение об ИОМ в СП 40 2024-2025
- Положение ППС СП 40 2024-2025
Циклограммы рабочего времени специалистов:
Локальные акты по организации обучения детей с ОВЗ:
- Положение о структурном подразделении
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме СП
- Положение о рабочих программах структурных подразделений
- Положение об адаптированной основной общеобразовательной программе — образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи СП «Детский сад №40» ГБОУ СОШ №29 г. Сызрани
- Правила внутреннего распорядка воспитанников
- Положение об организации образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
- Положение о порядке ведения личных дел воспитанников структурных подразделений
- ПОЛОЖЕНИЕ о порядке приема перевода и отчисления воспитанников на обучение по образовательным программам дошкольного образования
- Положение о группах компенсирующей/комбинированной направленности структурных подразделений
- Устав образовательной организации
В СП «Детский сад № 40», расположенном по адресу: 446010, Самарская область, г. Сызрань, ул. Студенческая, д.6 организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со следующими нормативными документами:
- ФЗ РФ от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 03 мая 2012г. № 46-ФЗ «О ратификации конвенции о правах инвалидов»
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования
- Положение об организации образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области, утвержденным приказом министерства образования и науки Самарской области от 27.07.2005г. No82-од
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 23.05.2016 № ВК-1074107 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»
- Приказ Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения
В настоящее время в качестве приоритетного направления развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается организация их обучения и воспитания в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Реализация в России инклюзивного образования ставит для нашей страны вопрос о необходимости смены методологии внедрения интеграционных инноваций в систему образования.
Сопровождение воспитанников с ОВЗ обеспечивает педагогический коллектив, имеющий огромный творческий потенциал: это учителя-логопеды, музыкальный руководитель, воспитатели. Педагоги работают с детьми с ограниченными возможностями здоровья, используя принцип индивидуального подхода в обучении, принцип развивающего обучения, принцип наглядности и др.
Достичь высоких результатов в адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет тесное взаимодействие с родителями (законными представителями). При планировании работы с родителями педагоги используют разнообразные формы взаимодействия, как традиционные, так и нетрадиционные.
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
в СП «Детский сад №40» ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани
(далее СП Учреждения)
Предусматривается следующий алгоритм выявления детей с ОВЗ и создания для них специальных образовательных условий:
Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
1. В начале нового учебного года в структурном подразделении специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в ходе оценки индивидуального развития (педагогической и логопедической диагностики) выявляют детей с трудностями в освоении ООП.
2. После этого проводится заседание консилиума с целью определения основной проблемы каждого ребенка и разработки рекомендаций специалистов по оказанию коррекционной помощи ребенку. На данном этапе родителям (законным представителям) рекомендуется прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с целью определения образовательной программы и специальных условий получения образования ребенком с учетом его индивидуальных особенностей развития, составления индивидуальных образовательных маршрутов.
3. Результаты обследования ребенка на ПМПК используются для создания специальных образовательных условий включающих использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий
4. На основании рекомендаций ПМПК, анализа речевой карты ребёнка, результатов педагогической диагностики (индивидуальной оценки развития ребенка) специалисты ПМПК структурного подразделения разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для ребенка.
5. В индивидуальном образовательном маршруте отражены направления коррекционной работы, осуществляемой всеми педагогами, работающими с детьми, которые позволяют устранить выявленные в ходе обследования нарушения в развитии ребёнка. После разработки индивидуального образовательного маршрута педагоги и специалисты структурного подразделения осуществляют их реализацию и ведут динамическое наблюдение за развитием ребенка (результат фиксируется в индивидуальном образовательном маршруте в середине года). Маршрут может корректироваться в течение года по мере устранения недостатков в развитии детей. Индивидуальный маршрут позволяет повысить эффективность образовательных мероприятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании.
6.Заседания консилиума по уточнению индивидуального образовательного маршрута проводятся один раз в 3 месяца.
7. В конце учебного года (последняя неделя мая) педагогами учреждения, специалистами ЦДК проводится комплексное обследование детей с целью анализа годовой динамики развития каждого ребенка. В рамках данного обследования может использоваться психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей), которая проводится специалистами ЦДК.
Участие ребенка в обследовании на ПМПК и в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Рекомендации ПМПК используются для решения задач коррекционно-развивающей работы на следующий учебный год.
Алгоритм коррекционной работы для детей с ОВЗ
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка.Исходная педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.
Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. Формирование информационной готовности педагогов ДОО и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными педагогической и логопедической диагностики структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. |
Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работыЗаполнение речевых карт
Составление индивидуальных образовательных маршрутов детей с нарушениями речи в ДОО и семье в соответствии с учётом данных, полученных в ходе педагогического и логопедического исследования. Формирование подгрупп для занятий с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОО с педагогами и родителями ребенка с нарушениями речи.
|
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных образовательных маршрутах и групповых (подгрупповых) коррекционных программах.Педагогический и логопедический мониторинг.
Согласование, уточнение (при необходимости – корректировка) меры и характера коррекционно-педагогического влияния участников коррекционно-образовательного процесса. Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса, посещение ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков. Взаимодействие с педагогами по тетрадям взаимодействия, проведение консультаций. |
Достижение определенного позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.
|
Заключительный | Оценка качества и устойчивости результатов коррекционно-речевой работы с ребенком (группой детей).Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив выпускников группы для детей с нарушениями речи | Решение о прекращении коррекционной работы с ребенком, изменение ее характера или корректировка индивидуальных образовательных маршрутов и продолжение коррекционной работы. |
Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОНР
В СП «Детский сад №40» функционируют 2 группы компенсирующей направленности, которую посещают дети с ограниченными возможностями здоровья – тяжелыми нарушениями речи. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации (индивидуальный образовательный маршрут) и дифференциации образовательного процесса.
Цель коррекционной работы ДОО — создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи коррекции:
- своевременное выявление детей с ОВЗ и определение их особых образовательных потребностей, обусловленных недостатками в физическом и (или) психическом развитии;
- создание условий, способствующих освоению детьми с ОВЗ программы и их интеграции в ДОО;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми с ОВЗ, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с ОВЗ;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ и формированию здорового образа жизни;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах компенсирующей направленности, учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей и основывается на следующих принципах и подходах:
Общие принципы коррекции (для всех детей с ОВЗ):
- своевременность коррекции отклонений в развитии;
- учёт общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов;
- учёт общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ;
- обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с ОВЗ на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и знаний закономерностей нормального развития ребёнка (с максимальной адаптацией к окружающей действительности);
- проведение всех мероприятий на основе максимально сохранных в своём развитии анализаторов, функций и систем ребёнка с ОВЗ;
- осуществление комплексного (физиологический, психолого-педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с ОВЗ;
- осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с ОВЗ (учёт психофизиологических особенностей ребёнка с ОВЗ при подборе длительности мероприятий, темпа усвоения и скорости выполнения заданий);
- осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психофизического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
- осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с ОВЗ (проведение коррекционных мероприятий в процессе осуществления деятельности детей);
- обеспечение системы работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с ОВЗ.
- Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ОНР
- Выполнение коррекционно-педагогических условий в группах для детей с ОНР обеспечивает возможность обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, формирования грамматического строя речи, развивает диалогическую и монологическую речь, закладывает основы речевой и языковой культуры, создает предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Это в свою очередь способствует освоению детьми с ОНР основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в общеобразовательные учреждения.
1. | Создание условий для развития речевой деятельности и речевого общения детей | Организация и поддержка речевого общения на занятиях и вне занятий, побуждение внимательно выслушивать других детей, фиксировать внимание ребенка на содержании высказываний сверстников.Создание ситуации общения для обеспечения мотивации речи.
Стимулирование обращения к педагогам и сверстникам с вопросами, сообщениями. Формирование умения отстаивать свое мнение, доказывать, убеждать с помощью речи. Создание условий для уточнения понимания речи в зависимости от ситуации и контекста, развитие вариативности лексики. |
2. | Создание педагогических условий развития речи | Соблюдение голосового режима: разговаривать и проводить занятия голосом разговорной громкости, не допускать форсирования голоса, крика.Упражнение детей в координации движений артикуляционного аппарата и мелкой моторики, артикуляционного аппарата и общей моторики.
Корректировка произношения. Побуждение детей прислушиваться к произношению взрослых и сверстников и правильно произносить звуки, слоги, слова и т.д. Обогащение активного словарного запаса новыми словами с правильно произносимыми звуками, уточнение смыслового значения слов. Организация игр для развития звуковой стороны речи детей, установления последовательности и места звуков в слове. |
3. | Создание условий для развития слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля | Организация игр и упражнений для развития слухового внимания, направленных на точное восприятие вопросов, понимание словесных инструкций («Небылицы», «Бывает — не бывает», «Будь внимательным») |
4. | Создание условий для развития речевого слуха детей | В процессе обогащения словаря и уточнения смыслового значения слов-названий, свойств, действий фиксация внимания на их полноценном слуховом восприятии и правильном воспроизведении («послушай», «повтори», «скажи», «назови»).Привлечение внимания детей к восприятию интонационной стороны речи, побуждение соотносить интонацию с характером и настроением людей.
Проведение игр с музыкальными инструментами, направленными на узнавание, соотнесение и развитие голоса, интонации, речевого и слухового внимания. |
5. | Создание условий для формирования восприятия фонематической стороны речи детей | Проведение специальных игр и упражнений с целью определения места звука в слове, места ударения, отличительных признаков фонем, количества и последовательности звуков и слогов |
6. | Создание условий для формирования темпа и ритма речи | Проведение игр и заданий для развития умений различения-воспроизведения ритма в разных видах деятельности (игра, изобразительная, двигательная и трудовая деятельность и т.д.).Планирование занятий по постановке и выделению словесно-логического и смыслового ударения, выделению ударного слога в слове и значимых отрезков текста.
Проведение упражнений на совмещение темпа и ритма речи с движениями под музыку и без нее. Проведение логоритмических занятий. Моделирование речевого темпа, по образцам правильного произнесения, по отрывкам из литературных произведений, сказок, стихотворных форм, пословиц, загадок, скороговорок, чистоговорок и т.д. |
7. | Создание условий для развития связного высказывания детей (использование различных типов высказывания детей) | Стимулирование развития и формирования не только познавательного интереса, но и познавательного общения, которое обеспечивается речевыми средствами-высказываниями, вопросами, ответами.Создание условий для развития диалогической речи, стимулировать собственных высказываний детей
Помощь ребенку в переходе на новую ступень ведения диалога — от участия к сотрудничеству. Проведение работы по формированию навыков предварительного планирования деятельности. Формирование умения детей составлять рассказы с опорой на план, схемы, серию сюжетных картинок, мнемотаблицы и т.д. |
8. | Создание условий для обучения детей творческому рассказыванию | Формирование умения детей понимать художественные произведения, мотив поведения и отношение персонажей.Развитие умения детей передавать содержание по ролям, создавая выразительные образы.
Проведение ролевых игр, организация театральной деятельности. |
9. | Создание условий для формирования первоначальных навыков овладения письменной речью | Знакомство детей с буквами русского алфавита.Формирование умения детей выкладывать буквы из различных материалов, лепить из пластилина, писать в воздухе, «печатать» буквы, слова и маленькие предложения.
Формирование умения детей разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы. Развитие умения различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы |
Куда обратиться за консультацией и поддержкой?
В Западном образовательном округе функционирует центр психолого-педагогической помощи для детей дошкольного возраста: Государственное бюджетное учреждение – центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» г.о. Сызрань Самарской области, расположенное по адресу:
446010, Самарская обл., г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А,тел. (8464) 37-58-65
Целью деятельности центра является преодоление трудностей воспитанников в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации посредством осуществления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; обеспечение психолого-педагогических условий реализации основных общеобразовательных программ.
В Центре диагностики и консультирования функционируют следующие структурные подразделения:
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) создана с целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и психическом развитии (или) отклонениями в поведении; проведения их комплексного психолого- медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого- медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Заседания ПМПК проводятся ежедневно по адресу: г. Сызрань, ул. Гидротурбинная, 24 А. Ежегодно за диагностической, консультационной и коррекционной помощью специалистов комиссии обращается до четырех тысяч жителей Западного образовательного округа.
Служба ранней помощи оказывает комплексную помощь семьям с детьми раннего возраста, где реализуются индивидуально-ориентированные программы социально-педагогической направленности. Служба ранней помощи обеспечивает системный комплексный подход к проведению диагностики, реабилитации и реабилитации детей в возрасте от рождения до 4-х лет группы биологического и социального риска. Раннее выявление проблем развития ребенка и своевременное начало коррекционной работы дает возможность предупредить выявление вторичных отклонений в развитии, обеспечивают максимальную реализацию реабилитационного потенциала.
Коррекционно-развивающие группы являются преемственным звеном в сопровождении детей с проблемами в развитии на разных возрастных этапах:
- Дошкольного возраста с нарушениями устной речи (дети с общим и нерезко выраженным недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Группа формируется по рекомендациям ПМПК из числа детей, не получающих коррекционную логопедическую помощь в дошкольных образовательных организациях. Прием в группу проводится в течение всего года по мере освобождения мест.
- Для детей дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы; ЗПР; со сложной структурой дефекта. Занятия проводят педагоги-психологи и учителя-дефектологи. Занятия могут проводиться на базе Центра или в образовательных учреждения Западного образовательного округа.
- Отдел организация специального образования оказывает методическую помощь педагогам Западного образовательного округа по вопросам специального и инклюзивного образования. В штате имеются 3 инструктора-методиста.